6.16

А теперь давайте пройдемся по вашим оттенкам чувств, как мы делали это раньше, когда рассматривали мотивации. Переберите все визуальные, слуховые и кинестетические аспекты той вещи, в которую вы безоговорочно верите. Затем проделайте то же самое с таким предметом или явлением, в котором вы не уверены. Обратите внимание на разницу между ними. Находятся ли те вещи, в которые вы верите, в том же самом месте, где и вещи, в которых вы не уверены? Находится ли то, во что вы верите, ближе к вам, или ярче, или крупнее, чем то, в чем вы не уверены? Воспринимаете ли вы первое стоп-кадром, а другое — живым фильмом? Движутся ли одни вещи быстрее, чем другие?

Затем проделайте с ними то же самое, что мы делали с мотивацией. Перепрограммируйте свои оттенки чувств того, в чем вы не уверены, таким образом, чтобы они совпадали с тем, во что вы верите. Поменяйте цвет и расположение. Измените голоса, интонации, темп звучания и тональность звуков. Измените ваше восприятие текстуры, веса и температуры. Как вы себя теперь чувствуете относительно этих вещей? Если вы правильно трансформировали то представление, которое вызывало у вас неуверенность, то теперь вы начнете чувствовать себя уверенным относительного того, в чем вы не были уверены еще мгновение назад.

Единственная сложность, с которой многие люди сталкиваются в своей вере, — это их уверенность, что нельзя изменить вещи так быстро. Это как раз такое убеждение, которое им тоже полезно изменить.

Эту же методику можно использовать для обнаружения различий между теми вещами, в которых вы не можете разобраться, и теми, которые, как вам кажется, вы понимаете хорошо. Если вас что-то смущает, это может объясняться тем, что ваше внутреннее представление об этом маленькое, несфокусированное, расплывчатое или очень отдаленное, в то время как те вещи, которые вы понимаете, представляются в вашем сознании как близкие, яркие и четкие. Обратите внимание на то, что будет происходить с вашими чувствами, когда вы будете менять свои расплывчатые представления на четко отражающие, хорошо понятные вам вещи.

Безусловно, приближение предметов или явлений, а также придание им большей яркости не всякого человека обогащает непосредственным опытом. Для некоторых все может быть наоборот: впечатления интенсифицируются, когда предмет становится темнее и его контуры как бы размыты. Важно найти, какие оттенки чувств являются определяющими для вас и для того человека, которому вы хотите помочь измениться, а затем приложить достаточное количество личной энергии, для того чтобы следовать этой методике, используя ее положения.

То, что мы в действительности совершаем, работая с оттенками чувств, это простое переименование системы стимулов, которые дают команду мозгу, как оценивать тот или иной опыт. Ваш мозг будет отвечать на любые сигналы (оттенки чувств), которые вы ему подаете. Если вы будете подавать сигналы одного типа, мозг будет чувствовать боль. Если вы примените другие оттенки чувств, вы можете уже через несколько мгновений чувствовать радость. Например, работая в нейролингвистической профессиональной школе в Финиксе, штат Аризона, я однажды заметил во время занятия, что на лицах большинства моих слушателей отражается какая-то напряженность. Это заставило меня подумать, что они испытывают боль. Я мысленно вспомнил, о чем я только что говорил, и не нашел ничего, что могло вызвать у них такую реакцию. Наконец я спросил кого-то: «Что вы сейчас чувствуете?» Он ответил: «Головную боль». Как только он сказал это, те же слова повторил другой слушатель, и третий, и четвертый. Более шестидесяти процентов находящихся в аудитории чувствовали головную боль. Они объяснили, что яркий свет от экранов видеомониторов слепит им глаза, раздражает их и вызывает головную боль. Кроме того, мы находились в комнате без окон, а несколько часов назад вышла из строя вентиляция, поэтому было очень душно. Все эти факторы привели к физиологическому сдвигу в ощущениях этих людей. Итак, что мне оставалось делать: послать кого-нибудь за аспирином?

Конечно, нет. Мозг ощущает боль только тогда, когда он получает стимулы или внешние сигналы, которые сообщают ему о том, что он должен чувствовать боль. Поэтому я попросил людей описывать мне оттенки чувств их собственной боли. Для некоторых это было очень сложно и вызывало большое волнение, для других — нет. Некоторые описали боль как что-то большое и яркое (вы уже можете представить, как они это чувствовали), в то время как для других это было что-то мелкое. После этого я предложил им поменять их оттенки чувств боли, сначала попытавшись отделить себя от боли и вывести ее за пределы собственного сознания. Затем я постарался вывести их за пределы чувств (диссоциироваться), давая возможность увидеть форму и размер боли и поставить ее на расстояние от себя. Потом я попросил их сделать свои представления то больше, то меньше, заставляя их расти и прорываться за пределы потолка, а затем сжимать до микроскопических размеров. В заключение я заставлял их выталкивать свою боль к солнцу и наблюдать за тем, как она испаряется, возвращаясь затем на землю в виде солнечных лучей, согревающих растения. После этого я спросил своих подопечных, как они теперь себя чувствуют. Менее чем за пять минут девяносто пять процентов слушателей практически избавились от головной боли.