6.2

Ничто не имеет надо мной большой власти, кроме того, чему я сам даю ее посредством моих осознанных мыслей.
Энтони Роббинс

Мы структурируем свои внутренние представления посредством пяти органов чувств — зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Другими словами, мы воспринимаем окружающий мир в форме визуальных, звуковых, кинестетических, вкусовых и обонятельных ощущений. Поэтому весь тот опыт, который мы накапливаем в своем сознании, представлен там через эти органы чувств, в основном посредством трех главных — визуальных, звуковых и кинестетических ощущений.

Эти модальности являются более общими группировками тех способов, посредством которых мы строим свои внутренние представления. Можно рассматривать эти пять органов чувств, или пять систем представления, как составные элементы, из которых мы строим любой свой опыт или любые результаты. Помните, что если кто-то способен добиваться конкретного результата, то этот результат создается конкретными действиями, как умственными, так и физическими. Если вы сможете в точности повторить эти же действия, вы сможете воспроизвести точно такие же результаты, которые получил этот человек. Для того чтобы получить результат, вам нужно знать, какие у него составляющие. А эти самые составляющие всего человеческого опыта берутся из наших пяти органов чувств. Однако простого знания этих компонентов недостаточно. Для получения точных, нужных вам результатов вы должны точно знать, сколько надо каждого компонента. Если вы вложите в дело слишком, много или слишком мало любой конкретной составляющей, вы не сможете получить тот вид и качество» результата, которые вам нужны.

Когда люди хотят что-то изменить в себе, они обычно имеют в виду одно или оба из следующих явлений: то, как они ощущают, то есть свое состояние, и(или) то, как они себя ведут. Например, курильщик часто хочет изменить свои физические и эмоциональные ощущения (состояния), а также свои поведенческие модели, заключающиеся у него в том, что он курит одну сигарету за другой. В главе, посвященной могуществу состояний, мы пояснили, что имеется два способа изменить состояние человека, а следовательно, и его поведение — либо поменять его физиологию, что приведет к перемене ощущений и вида поведения, который из этих ощущений возникает, либо поменять его внутреннее представление. Эта глава повествует о том, как конкретно можно изменить наши представления о явлениях и предметах, так чтобы они стимулировали наши ощущения и вызывали такой тип поведения, который благоприятствует достижению поставленных целей.

Существует два момента, которые мы можем изменить в наших внутренних представлениях. Мы можем изменить то, что мы себе представляем, то есть, например, если мы представляем себе наихудший из возможных сценариев, то можем заменить этот сценарий на любой другой, более благоприятный. Или же мы можем изменить то, как мы представляем что-нибудь. В нашем сознании имеются своего рода клавиши или кнопки, которые включают реакцию нашего мозга на определенные раздражители определенным образом. Например, когда некоторые люди представляют себе что-то как чрезвычайно большое, это их позитивно мотивирует. Другие люди считают, что интонация голоса, с которой они разговаривают сами с собой, очень влияет на их мотивацию. Обнаружив однажды различные способы представления явлений и вещей и их влияние на нас, мы можем взять управление своим собственным мозгом на себя и представлять эти вещи и явления таким образом, который вдохновлял бы нас, а не ограничивал наши возможности.

Если кто-то получает результаты, которые нам бы хотелось смоделировать, нам нужно больше знать о том, каким образом этот человек представлял что-то в своем воображении и что он говорил себе. Нам нужны более точные инструменты для проникновения в его сознание. Вот где приобретают значение оттенки чувств. Они как точные количества добавочных ингредиентов, необходимых для сотворения результата. Они как самые маленькие и наиболее точные довески — кирпичики, которые завершают формирование всей структуры человеческого опыта. Чтобы понимать и таким образом научиться контролировать визуальный опыт, нам надо как можно больше знать о нем: яркий он или темный, черный или белый, движущийся или неподвижный. Точно так же в случае слуховых представлений мы должны знать, громкие они или тихие, близкие или далекие, звонкие или глухие. Нам необходимо знать, является ли кинестетический опыт мягким или твердым, острым или тупым, гибким или жестким. Ниже я привожу список таких оттенков чувств.