18.19

Того, кто знает много о других, можно назвать умным, но тот, кто много знает о себе, — умнее. Тот, кто управляет другими, может считаться очень сильным, но только тот, кто управляет собой, — сильнее.
Лао цзы, древнекитайский мыслитель

Мне кажется, вы убедились в том, какую огромную потенциальную силу несут в себе ценности и сколь мощным инструментом они могут быть для изменения поведения. В прошлом вы оперировали своими ценностями на подсознательном уровне. Сейчас у вас появилась прекрасная возможность понять их и научиться манипулировать ими, инициируя в себе положительные перемены. Было время, когда мы совершенно не представляли себе, что такое атом, и поэтому не могли использовать его колоссальную энергию. То же самое с нашими ценностями. Переводя их на уровень сознания, мы можем добиться результатов, о которых не могли и мечтать. Мы можем теперь нажимать на такие кнопки, о существовании которых и не подозревали. Помните, ценности — это системы верований, дающие положительный заряд нашей личности. Поэтому, производя изменения в ценностях —устраняя конфликты между ними либо увеличивая их вдохновляющую силу, — мы можем производить радикальные изменения в нашей жизни. Вместо ощущения тревоги, которое вызывал у нас конфликт ценностей в прошлом, теперь мы можем понять, что происходит внутри нас или между нами и окружающими, и начать генерировать новые результаты. Мы можем делать это по-разному. Мы можем контекстуализировать свой собственный опыт, чтобы он стал более эффективным. Мы можем изменить процедуру верификации, манипулируя своими оттенками чувств, чем мы занимались, читая эту книгу. Кстати, то, что мы часто воспринимаем как конфликт ценностей, чаще всего представляет собой конфликт между верификационными процедурами. Мы можем уменьшить яркость конфликта и его звук таким образом, чтобы он стал совсем незаметным. В некоторых случаях мы можем даже поменять сами ценности. Если вы хотите, чтобы какая-нибудь ценность заняла более высокое иерархическое положение, вы можете добиться этого, заставив ценности обменяться оттенками чувств. Таким образом вы измените степень важности различных ценностей, изменив представления о них, которые формирует ваше сознание.

Например, один мужчина, которого я консультировал, считал, что ценность номер один для него — быть полезным людям. Любовь занимала на его шкале ценностей только девятое место. Как вы сами понимаете, с такой иерархией человеческих ценностей все его многочисленные попытки помогать другим не делали его более популярным. Я выяснил в беседе с ним, что он представляет свою ценность номер один, благотворительность, в виде огромной картины, сдвинутой немного вправо, очень яркой, сопровождаемой определенным звуком. После того как я сравнил ее с тем, как он представляет себе менее важные ценности, в частности любовь (черно-белая маленькая картинка, занимающая незаметное место где-то внизу, темная, несфокусированная), все, что мне оставалось сделать, — это заставить ценности произвести обмен оттенками чувств, применив свою методику «свиста». Сделав такую замену, мы изменили отношения к его ценностям: мы изменили всю его иерархию. Любовь стала для него ценностью номер один. Это радикально изменило его восприятие окружающего мира, что не преминуло сказаться на его взаимоотношениях с людьми.